[ Новые сообщения · Участники · Поиск ]

Страница 1 из 11
Модератор форума: zuze 
Форум » Общение » О разном (флуд) » Япония » Чайная церемония (история, традиции)
Чайная церемония
Ktisa
Дата: Понедельник, 07.03.2011, 09:16 | Сообщение # 1
Сообщений: 31776
Награды: 1076
Репутация: 14745
Статус: Offline




История






Японская чайная церемония (тя-но ю) создана в средние века в Японии и по настоящее время культивируется в этой стране. Специфическая ритуализованная форма совместного чаепития первоначально появилась как одна из форм практики медитации монахов-буддистов, стала неотъемлемым элементом японской культуры и образа жизни японцев. История начала употребления чая в Японии относится к VII-VIII векам нашей эры. Буддийские монахи, для которых чай был особым напитком – пили его во время медитаций и подносили Будде. В ХII веке монах Эйсай способствовал введению питья чая при дворе, представив сёгуну Минамото но Санетомо книгу «Кисса Ёдзёки» о сохранении здоровья с помощью чая. К ХIII веку питьё чая стало обычным делом у сословия самураев. Со временем возникла практика «чайных турниров»- собраний, на которых дегустировалось большое количество сортов чая и от участников требовалось по вкусу чая определить его сорт и происхождение. В простом народе также вошло в традицию чаепитие, но проходило оно гораздо скромнее, чем у знати, представляло собой просто собрание для совместного употребления чая за неторопливой беседой.




Сэн-но Рикю (1522-1591)


По образцу китайской сунской чайной церемонии японские монахи сформировали собственный ритуал совместного потребления чая. Ее разработал монах Дайо (1236-1308). Веком позже священник Иккю (1394-1481) обучил своего ученика Мурата Дзюко (Суко). Он развил и преобразовал чайную церемонию. В Японии всё, что принималось в обычай у правителя, тут же входило в моду у подданных, как и в большинстве стран. Мурата объединил четыре основных принципа чайной церемонии: гармония(«ва»), почтительность («кэй»), чистота («сэй») и тишина, покой («сэки»). Дальнейшее развитие чайной церемонии обеспечил Дзёо Такэно (1502-1555),он начал использовать для церемонии специальное строение – чайный домик (тясицу), вид крестьянского дома с соломенной крышей. В чайной церемонии он ввёл керамическую посуду грубой работы. Ученик Дзёо Такэно, выдающийся мастер чайной церемонии Сэн-но Рикю (1522-1591) ввёл в практику создание сада (тянива) и каменной дорожки (родзи), ведущей через сад к домику. В этикете церемонии была определена последовательность действий участников, какие беседы должны вестись в какой момент церемонии, чтобы создать настроение спокойствия, отхода от забот и стремления к истине и красоте. Обстановка церемонии была нацелена на то, чтобы показать скрытую красоту, таящуюся в простых вещах, неярких красках и тихих звуках.





Чайная церемония распространилась во всех слоях японского общества, превратилась из простого коллективного чаепития в мини-спектакль, в котором каждый предмет, каждое действие имели символический смысл. Японцы говорят, что «чайная церемония - искусство воплощения изящества Пустоты и благости Покоя».


Традиционные виды церемонии






Чайная церемония представляет собой специально организованную и упорядоченную встречу хозяина – чайного мастера – и его гостей для совместного отдыха, сопровождаемого употреблением чая. Церемония состоит из нескольких действий, совершаемых в строгом порядке.

Выделяют шесть традиционных разновидностей чайной церемонии: ночная, на восходе солнца, утренняя, послеобеденная, вечерняя, специальная. Ночная церемония проводится обычно при луне. Особенностью ночной церемонии является то, что порошковый чай готовят непосредственно во время церемонии, заваривая его очень крепко. Завершается церемония не позже четырёх часов утра. Церемония "на восходе солнца" начинается в три-четыре часа утра и продолжается до шести утра. Утренняя начинается около шести утра. Послеобеденная начинается около часа пополудни, из еды подаются только пирожные. Вечерняя начинается около шести часов вечера. Специальная (риндзитяною) проводится по особым случаям, празднование какого-либо события.


Место проведения церемонии






Детали расположения «чайного комплекса» не стандартизируются – в каждом конкретном случае стараются создать максимально эстетический ансамбль, естественно вписывающийся в местность и создающий впечатление «продолжения природы». Обычно это огороженная территория, вход в массивные ворота, во время сбора гостей ворота открываются. На территории «чайного комплекса» находится несколько строений и сад. Во вспомогательных строениях, например, в «прихожей», гости могут оставить вещи, сменить обувь, собраться перед началом церемонии. Главное строение – чайный домик (тясицу) обычно расположен в глубине чайного сада (тянива), в который можно попасть по выложенной камнем дорожке (родзи). Существуют несколько различных сокращённых вариантов чайной церемонии, когда проведение её в «классическом варианте» невозможно. Ими могут быть: специальный павильон, отдельная комната или даже отдельный стол

Чайный сад






Чайный сад обычно является моделью небольшого фрагмента горного склона, поросшего лесом. В саду растут различные вечнозелёные кустарники, бамбук, сосны, кипарисы. Имитируя природный беспорядок, располагают камни, поросшие мхом, и старые фонари, которые освещают путь гостей к чайному домику. Всё должно создавать настроение спокойной отрешённости, свет фонарей неяркий – не нарушает сосредоточение. Дорожка, ведущая к чайному домику, выложена обычными природными камнями, имеющими разные формы и размеры. Название («родзи») в буквальном переводе означает «земля, покрытая росой». В конце родзи у входа в чайный домик находится каменный колодец, из которого гости берут воду для омовения перед церемонией.

Чайный домик






Чайный домик должен быть воплощением простоты и естественности. В соответствии с принципом «ваби» Дзёо Такэно предлагает использовать в церемонии специально построенный чайный домик, придать ему вид простого крестьянского дома под соломенной крышей. Чайный домик состоит из одной комнаты, в которую ведёт узкий и низкий вход. Он заставляет любого, кто входит, низко поклониться, независимо от его общественного положения. Самурай не мог войти с длинными мечами, это символизировало необходимость оставить за порогом все заботы, сосредоточиться на церемонии. Окон в домике может быть много – шесть-восемь, расположены они высоко и чаще всего закрыты. Убранство домика очень простое, стены отделаны серой глиной, пол устлан татами. Напротив входа – ниша в стене - токонома. Как правило, в дзен-буддийском стиле, в нише помещается курильница с благовониями, цветы и свиток с изречением, которое чайный мастер подбирает к каждому конкретному случаю. В центре комнаты располагается бронзовый очаг, на котором и готовится чай. В очаг выкладывается пепел в форме «долины с двумя горами», на него кладутся угли, и разводится огонь.

Посуда и принадлежности






Японцы предпочитают, чтобы предметы сохраняли «память о своём прошлом» -потемнение от времени, следы длительного использования. «Старый» вид утвари - один из элементов эстетики чайной церемонии. Предметы должны подходить друг к другу, чтобы составлять единый художественный ансамбль. Для церемонии необходима шкатулка для чая, котел или чайник, общая чаша для совместного питья чая, чаши для каждого из гостей, ложка для насыпания чая и мешалка, которой хозяин размешивает во время приготовления. Чай хранится в деревянном ящичке, чаши применяются простые, керамические. Вся утварь безукоризненно чиста, но при этом никогда не начищается.

Порядок проведения церемонии






Гости собираются вместе в одной комнате. Здесь им подаётся горячая вода в небольших чашках. Назначение этого этапа – создание у гостей общего настроения, связанного с ожиданием церемонии, встречи с прекрасным. Переход через сад по выложенной камнями дорожке считается очень важным. Созерцая растения и камни сада, гости настраиваются на сосредоточение и освобождают сознание от всего суетного. Гостей встречает хозяин, после сдержанного взаимного приветствия они подходят к колодцу и совершают обряд омовения. Вода зачерпывается маленьким ковшиком на длинной деревянной ручке, гость омывает руки, лицо, прополаскивает рот, после чего омывает после себя ручку ковшика. Обряд омовения символизирует телесную и духовную чистоту. После омовения гости входят в чайный домик. В соответствии с обычаем традиционного японского дома, входя в чайный домик, обувь гости оставляют у порога. На момент прибытия гостей огонь в очаге уже горит, котёл с водой стоит над огнём, в нише вывешивают свиток с изречением, а также помещают букет цветов и курильницу. Немного погодя, чтобы дать гостям возможность рассмотреть и оценить предметы в токонома, в чайный домик входит хозяин.





Хозяин садится напротив гостей, около очага. Пока вода в котле нагревается, гостям подаётся кайсэки - лёгкая еда, состоящая из простых, не сытных, но изысканных блюд, предназначенных не для насыщения, а для снятия дискомфорта, вызванного чувством голода. Японцы считают, что еда, подаваемая к чаю, должна, в первую очередь, быть приятной для глаза, и лишь во вторую очередь - насыщать. Затем подаются «омогаси» - сласти к чаю. Перед основной частью церемонии – совместным питьем густого чая, хозяин меняет свиток в токонома на композицию цветов или веток. Композиция составляется по принципу единства контрастов. Самая важная часть церемонии - приготовление и питьё густого порошкового зелёного чая. Хозяин в полном молчании приступает к приготовлению чая. Все движения его выверены, гости внимательно наблюдают за всеми его действиями. Чашу с приготовленным чаем хозяин с поклоном подаёт гостям. Гость кладёт на левую ладонь шёлковый платок (фукуса), принимает чашу правой рукой, ставит её на левую ладонь и отпивает из чаши. Затем он ставит фукуса на циновку, обтирает край чаши бумажной салфеткой и передаёт чашу следующему. Всё это символизирует единение собравшихся.





Следующая стадия церемонии - приготовление хозяином лёгкого чая в отдельной чашке для каждого из гостей. В этой части церемонии - отдых, во время которого начинается беседа, не говорят о делах, повседневных заботах, предметом обсуждения становится свиток в токонома, изречение, красота цветочной композиции, чаша, сам чай, к которому подаются сласти. Хозяин, ответив на все вопросы гостей, с извинением покидает чайный домик, показывая тем самым, что церемония подошла к завершению. Гости ещё раз осматривают очаг, обращая внимание на цветы в токонома, которые к моменту завершения церемонии должны раскрыться. Гости покидают чайный домик, хозяин молча кланяется уходящим. Затем он восстанавливает в памяти оставшиеся от неё ощущения. Уносит всю утварь, убирает цветы, протирает татами и уходит. Чайный домик возвращается в то же состояние, в котором находился до церемонии. Считается, что это действо, не оставив никаких внешних следов, сохранилось лишь как след в сознании участвовавших в нём людей.




 
Tanatos
Дата: Четверг, 26.01.2012, 13:22 | Сообщение # 2
Сообщений: 3532
Награды: 114
Репутация: 1874
Замечания: 40%
Статус: Offline
а я чай просто так пью каждый день. Какая я некультурная 6645
 
Arnight
Дата: Понедельник, 05.08.2013, 13:30 | Сообщение # 3
Сообщений: 647
Награды: 427
Репутация: 4512
Замечания: 80%
Статус: Offline
Знаменитая церемония... =)
 
Форум » Общение » О разном (флуд) » Япония » Чайная церемония (история, традиции)
Страница 1 из 11
Поиск:

Обратная связь | Соглашение | Правообладателям | FAQ

Мы рады приветствовать вас на портале AniDream. Тут вы можете
посмотреть любое интересующее вас аниме. Наши базы
постоянно обновляются свежими онгоингами, поэтому вы
не будете скучать.

Материалы сайта предназначены для лиц 18 лет и старше. Яндекс.Метрика